Что происходит

Санкционный казус. Airbus, так приходи и забирай свои самолёты! А дальше что?. -

Итак, свершилось невероятное. Концерн Airbus одномоментно и полностью отказался от российского рынка. Самолёты типа "арбуз" больше не могут покупаться, браться в лизинг и страховаться в интересах любых российских авиакомпаний и собственников. Все имеющиеся самолёты должны быть возвращены лизингодателям, в связи с правительственными антироссийскими санкциями ЕС. Кроме того, Airbus не будет поставлять запчасти и оказывать сервисную поддержку. По оценкам, которые приводят сейчас СМИ, в России находится в эксплуатации примерно от 304 до 322 самолётов Airbus. Вся пассажирская линейка: A319, A320, A321, A330 и ещё есть новенькие А350 у "Аэрофлота". Про наличие летающих A340 в России не знаем, поэтому этот тип не упомянут. В чём же казус? Он кроется в юридической плоскости вопроса. Сначала Евросоюз закрыл своё воздушное пространство для всех российских самолётов, а затем Россия закрылась от всех авиакомпаний Евросоюза. Как же лизингодатели будут возвращать свои самолёты на практике? Для справки: самый крупный лизингодатель, чьими услугами пользуются российские авиакомпании, - AerCap. Эта лизинговая авиакомпания имеет штаб-квартиру в Дублине. Ирландия одна из первых официально ввела санкции против российской авиаотрасли. Рассмотрим варианты 1. Владельцы хотят забрать свои самолёты "самовывозом" из России. Для этого в российские аэропорты должны прибыть лётные экипажи. Ну попробуйте прилететь сейчас из Европы в Екатеринбург, чтобы забрать "арбузы" у "Уральских авиалиний"... Или в новосибирское Толмачёво за самолётами S7 Airlines. Будете лететь из Берлина, например, через Пекин или Дубай до Москвы и дальше с пересадками. Вместо полутора часов полсуток. Но это ладно, трудно, однако не невозможно. 2. После юридического и фактического возврата лизингодателю самолёта в российском аэропорту борт перестаёт быть российским, а становится европейским. Ирландским, например. И он больше не может подняться в воздушное пространство России. Потому что запрещено ответными российскими санкциями. 3. Россия согласится сама доставить все самолёты Airbus по европейским аэропортам, включая Дублин. Но до передачи бортов лизингодателям самолёты остаются российскими и не имеют права входить в воздушную зону под управлением Евроконтроля. Ну окей, как говорят у них - на этот случай ЕС сделает исключение в санкциях. А как тогда российские экипажи будут возвращаться домой? Лететь-то не на чем. Значит не будут триста с лишним российских лётных экипажей ничего никуда доставлять. Даже за дополнительную оплату своих услуг по перегонке бортов. О глобальном и деньгах "Ковидные" события на протяжении последних лет загнали мировую авиаотрасль в кризис. Самолёты Airbus простаивают и приносят убытки, производство новых вообще не требуется. Тут нужно отметить, что в России восстановление перевозок пошло гораздо быстрее, чем в Европе. Это официальная статистика от Росавиации и их зарубежных колег. Объясняется просто: в России очень много перевозок внутри страны, а в Европе, состоящей из десятков маленьких стран, большинство рейсов - международные. Именно этот сегмент перевозок пострадал сильнее всего из-за пандемийных ограничений. Есть ещё один неприятный нюанс, в первую очередь, для того же AerCap. Пока самолёты Airbus в России летают, нужно же делать плановые лизинговые платежи. Но если у авиакомпании расчетные счета находятся в подсанкционных банках типа ВТБ или "Открытие", то они больше не могут выполнять международные платежи. Евросоюз отключил эти банки от системы SWIFT. Самое интересное для концерна Airbus в этой ситуации - конечный итог. Предположим, что варианты возврата более 300 самолётов из России будут найдены, но самолёты будут приносить убытки вместо прибыли. На мировом рынке некуда пристроить ни сейчас, ни в ближайшем обозримом будущем такое количество бортов, а когда коммерческие самолёты не летают, то по регламенту их всё-равно нужно обслуживать. Это затраты. Либо понести опять затраты, но уже на глубокую консервацию и затем поставить на хранение на каком-нибудь "кладбище" авиатехники. А ведь ещё совсем недавно, летом 2021 года концерн Airbus презентовал на московском авиасалоне МАКС-2021 свой новый широкофюзеляжник A350-1000. Ниже - видео с полётом A350-1000 в Жуковском прошедшим летом. Кому выгодно? Если Boeing и/или Embraer не воспользуются ситуацией, в которую европейская "солидарность с Украиной" загнала Airbus, то это будет не по вине американских авиаконцернов, а по воле правительства США. У "Боинга" сейчас есть реальный шанс быстро пристроить более 300 самолётов - таких шикарных сделок история гражданской авиации вообще не знала, на такое не замахивались даже арабские шейхи из ОАЭ. В условиях затаривания складов Боинга новыми 737 MAX 8 и "широкофюзеляжниками", лоббисты компании должны сделать всё возможное и невероятное, чтобы продавить такую сделку. Россия же, в любом случае, сейчас получила мощный пинок от "западных партнёров", намекающий, что пора ударными темпами создавать по-настоящему свои отечественные самолёты, быстро, много и качественно, а не "Суперджеты" и МС-21, которые имеют лишь "высокую степень локализации". Что толку с отечественного фюзеляжа и российского композитного крыла, если они не могут подняться в небо без американской авионики и двигателей из США или ЕС? Возможность прокомментировать этот материал есть на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/media/aviahub/sankcionnyi-kazus-airbus-tak-prihodi-i-zabirai-svoi-samolety-a-dalshe-chto-621f4e611d7c8367c9bf5c28?&

Читать другие

Информация

Все собственные изображения и видео, опубликованные на сайте, защищены авторским правом и не могут использоваться без разрешения правообладателя

Если на сайте используются изображения и видео со сторонних ресурсов, информация об этом указывается в публикации