Люди, имеющие профессиональное отношение к авиации, едва прочитав заголовок, сразу же могут потерять интерес к дальнейшему чтению. Но
этот текст подготовлен для обычного массового пассажира, для которого уход самолёта на второй круг - это стрессовая ситуация, а не рутинная работа (аааа! мы сейчас все разобьёмся!). Казалось, вот-вот должны были приземлиться и катиться по полосе, снижая скорость, а вместо этого самолёт вдруг опять ревёт двигателями на максимальном взлётном режиме и быстро взмывает в небо. Почему он это делает? Объясняем на конкретных примерах.
Если подойти к вопросу системно, то существует две основные категории причин, по которым пилот переводит двигатели в режим взлёта за несколько секунд до посадки или уже коснувшись полосы.
1. Самолёт не стабилизирован или не готов к посадке. Резкий сдвиг ветра над землёй, ошибка в управлении или сбой в работе приборов (в том числе наземных) могут привести к тому, что выдержаны не все параметры правильной безопасной посадки: скорость, продольная и поперечная устойчивость воздушного судна в воздушном потоке, углы выпуска закрылков, неправильное пространственное положение самолёта и т.п. Бывает даже, что боковым сильным ветром самолёт сносит в сторону от полосы. Правила безопасности и разумный подход требуют от пилотов решений, которые позволяют совершать посадку безопасно для самолёта и людей. Если безопаснее в конкретных условиях отказаться от посадки "любой ценой" и попробовать второй раз (а то и третий, и четвертый), то так и будет правильнее.
Вот типичные примеры из отчётов (каждый случай ухода на второй круг официально фиксируется в отчетах) за 2022 год. Большинство ситуаций произошло при посадке в российских аэропортах.
Прямые цитаты:
- При заходе на посадку уход на второй круг по причине не захвата глиссады (ошибка приборов).
- При заходе на посадку на аэродром Омск (Центральный) снижение ниже минимально безопасной высоты, по команде диспетчера выполнил правую орбиту с набором высоты и продолжил заход.
- Район аэродрома Москва (Шереметьево). Прерванный заход самолета на посадку. Командир воздушного судна (КВС) доложил о неустойчивой работе GPS.
- При заходе самолета на посадку на ВПП, находясь на удалении 8 км, КВС доложил о срабатывании сигнализации GPWS (Система предупреждения о близости земли) и уходе на второй круг
- аэропорт г. Белоярский. При заходе на посадку был выполнен уход на второй круг по причине не стабилизированного захода на посадку, ложный захват глиссады.
- аэропорт г. Южно-Курильск. Уход DHC-8 на второй круг. Сильный сдвиг ветра. Погода: Ветер 280 градусов, 11 метров, порыв 15 метров.
2. Внешние помехи. Другой самолёт или наземный транспорт на взлётно-посадочной полосе. Или мигрирующая стая птиц на пути садящегося самолёта. Здесь тоже можно обратиться к конкретным примерам, поскольку каждый случай ухода на второй круг по причине внешних причин опять же фиксируется и отражается в специальных отчётах. Далее цитаты из свежих отчётов 2022 года. Всё произошло в российских аэропортах.
- При заходе самолета на посадку, на удалении 2 км от взлётно-посадочной полосы (ВПП), борт отправлен на второй круг по команде диспетчера, из-за появления лисы на ВПП.
- При подходе к аэропорту назначения, экипаж ушёл на второй круг из-за борта, который выполнил посадку перед ним и ещё не успел освободить полосу.
- Санкт-Петербург, на ВПП с удаления 2км по команде диспетчера вышки самолёт отправлен на второй круг, по причине - две собаки двигались в сторону ВПП
- аэропорт Магадан (Сокол). При заходе на посадку, по команде диспетчера вышки, КВС выполнил уход на второй круг по причине животного (лиса)
- аэропорт Новокузнецк. При заходе на посадку, КВС принял решение уйти на второй круг по причине возгорания травы вблизи ВПП. Пожар потушен.
- Аэропорт г. Екатеринбург. Уход на второй круг по причине пересечения стоп линии ВПП другим воздушным судном
- Самара. На предпосадочной прямой ВПП 33, удаление 5 км, диспетчером выдана команда об уходе на второй круг из за выхода животных (суслики) на ВПП в районе зоны приземления
Есть ещё специфические редкие причины. Например, в кабине пилота загорелся индикатор о не выпущенной стойке шасси при посадке. В таких случаях, бывает, самолёт не садится, а делает проход над аэродромом на низкой высоте, чтобы специалисты наземных служб визуально подтвердили - все стойки шасси выпущены. Ну или нужно готовить аварийную посадку и заливать полосу противопожарной пеной... Такие случаи очень редки, но они случаются.
На эту тему тоже есть похожий свежий отчёт, далее цитата:
"13.05.2022 20.38 (мск) район аэродрома Москва (Домодедово). После ухода ВС на второй круг, на высоте 900 м экипаж доложил о технической проблеме. Решение КВС выполнить повторный заход на аэродроме назначения. В 20.55 после второго ухода на второй круг экипаж доложил о проблеме с уборкой основной стойки шасси и запросил зону ожидания для подготовки к заходу. В 21.10 доклад ЭВС о готовности к заходу. В 21.21 посадка благополучно. Самолет А-380-800, рег/A6EER, рейс UAE131 Дубай - Москва (Домодедово). Эксплуатант: Авиакомпания Emirates."
Так что не надо говорить, что инциденты - это характерная черта российский авиации.
Как видите, причин ухода на второй круг может быть много и они не представляют никакой опасности для самолёта и пассажиров. Хотя с точки зрения пассажира может быть очень страшно: турбулентность, боковой ветер на посадке, самолёт трясёт и качает, а потом ещё и уход на второй круг... А это просто как "американские горки" - адреналин есть, опасности нет.