Когда выражаешь солидарность с "цивилизованным миром" и присоединяешься к санкциям против России, то будь готов к зеркальному ответу и не спрашивай "а нас-то за що?!"
Над пассажирским терминалом аэропорта Рига с конца февраля гордо реет украинский флаг. Однако самолётов "Международных авиалиний Украины" (МАУ) здесь так и не появлялось с марта 2020 года, когда все ввели "ковидные" запреты.
Российские ответные санкции могут лишить латвийскую аэронавигационную службу (Latvijas gaisa satiksme, LGS) дохода в размере 20-25% от прежнего объема за последний год. Об этом в интервью местному информационному агентству Leta сообщил министр сообщения Латвийской Республики Талис Линкайтс.
По словам министра, количество полетов из Европы в Россию и Азию через воздушное пространство Латвии уменьшилось примерно на 75-80%, поэтому LGS и диспетчерам будет нужна поддержка государства. Линкайтс также отметил, что люди, которые смотрят Flightradar24, задают вопросы - как так, через воздушное пространство России продолжают массово летать иностранные самолёты? В Европу и мимо Латвии. Но ответ прост - это не самолёты европейских компаний, а китайских, турецких и т.п. И заставить их лететь через воздушное пространство Латвии никак не получится, если они сами того не хотят.
Аэропорт Рига строился в 20-м веке, при СССР, по проекту, который очень похож на старое Пулково. Только тут не было знаменитых пулковских "стаканов"
Утешение для LGS министр нашёл лишь в том, что самолёты финской авиакомпании Finnair на маршрутах между Хельсинки и азиатскими аэропортами теперь пользуются воздушным пространством Латвии, облетая Россию. Правда министр "забыл" уточнить - количество дальнемагистральных рейсов Finnair в Азию сократилось в разы из-за потери рентабельности перевозок. Облетать Россию - так себе, не дешёвое удовольствие...
В итоге, латвийское аэронавигационное ведомство остаётся который год в убытках (после почти тотального закрытия воздушного пространства Латвии в марте 2020г.) и убытки теперь будут только расти. В 2021 году LGS работало с оборотом в размере 19,223 млн евро, что на 33,7% больше оборотов 2020 года, а убытки составили "всего лишь" 3,154 млн евро и они сократились в 2,4 раза.
Видимо, убытки 2022 года вернутся к уровню 2020-го, а могут и превысить значение в 7,6 млн. евро.
В обозримой перспективе не предвидится восстановления объемов использования воздушного пространства Латвии до уровня 2019 года. Прямо как в популярной в 1990-е годы песне: из России "не летят туда сегодня самолеты и не едут даже поезда". Железнодорожное сообщение между Россией и Латвией тоже было закрыто в марте 2020 года и разговоров о возобновлении вообще не идёт. А с другими государствами пассажирского ж/д сообщения у Латвии нет, оно прекратилось вместе с эпохой СССР.
Вместо ежедневных и неоднократных в сутки рейсов "Аэрофлота", Utair, "Победы", "Руслайна" и "Белавиа" в Латвию теперь изредка прилетает вот кто. Но вряд ли LGS берёт взносы с "союзников". На фото: правительственный самолёт, на нем летает госсекретарь США Энтони Блинкен.
Кроме того, в 2021 году Латвия закрыла авиасообщение с Белоруссией после известного инцидента в Минске с самолётом Ryanair. В 2022 году закрылись все рейсы на Украину.
Как сейчас принято говорить в европейском официозе - это "цена, которую Европа платит за демократию, свободу и поддержку Украины. И цена будет только расти." Латвия - страна, которая обещала в 1990-е стать мостом между Россией и Западом, если Россия не стала бы препятствовать вхождению Латвии в Евросоюз и НАТО. Россия и не стала, а Латвия в 2004 году вошла в ЕС и НАТО. Только стала не мостом, а стеной. Даже на физическом уровне, когда в 2020-м году начала строить заборы из колючей проволоки на границе с РФ и РБ.