Не мог проехать мимо, когда увидел этот памятник МиГ-17.
Он находится на трассе между Ярославлем и Костромой. О том, что в данной локации расположен ярославский аэропорт Туношна, я знал, но о военном прошлом воздушной гавани был не очень в курсе. Ну не местный, что поделаешь...
Бросил машину на обочине, пошёл рассматривать и фотографировать самолёт.
Спереди показалось, что самолёт немного перекосило. Чтобы точно убедиться в этом, надо будет глянуть ещё со стороны киля, а пока - посмотреть на памятную табличку.
Воинам-авиаторам сходу всё понятно и по сокращениям и по печальной для полка истории, а читателю, который не совсем в теме, поясним:
На аэродроме Туношна базировался 415 истребительный авиационный полк (ИАП), входящий в советскую систему противо-воздушной обороны (ПВО). Полк был сформирован в 1941 году, воевал в период ВОВ и ещё в корейской войне, а в 1994 году расформирован по той причине, что высшее политическое руководство страны в начале 1990-х приняло решение (по совету каких-то явных вредителей) отказаться полностью от однодвигательных самолётов - якобы из-за их недостаточной надёжности. Таковыми в ВВС СССР и "новой" России были МиГ-23 и МиГ-27. В Туношне в 1994 году базировался полк МиГ-23 и за это его расформировали.
Далее я пошёл в глубины Интернета и выяснил, что самолёты из Туношны после 1994 года обнаружились на военном аэродроме под Курском (там полк расформировали в 1996-м), а также на базе хранения законсервированной списанной авиатехники под Липецком. Отличительной чертой МиГ-23 из Туношны были нарисованные глаза в передней части фюзеляжа: якобы это придумали техники 415-го полка за несколько лет до его расформирования - в целях отпугивания птиц и что после таких художеств орнитологические инциденты при полётах свою численность сократили.
На фото выше - МиГ-23 из Туношны уже перегнанный в Курск. На фото ниже - ещё один аналогичный "глазастый" борт, но уже в Жуковском, на МАКС-2005. Оба фото взяты из открытых источников.
Вернёмся теперь к памятнику МиГ-17. Пора посмотреть со стороны хвостового оперения.
Всё-таки да - имеется в наличии правый крен.
А сбоку никаких проблем незаметно. Даже красная звезда на киле выглядит вполне свежей.
После осмотра памятника не мог отказать себе в удовольствии доехать до территории аэропорта. Памятник находится рядом с местом, где был КПП 415-го ИАП, а это несколько километров от ВПП.
Увы, обзор оказался так себе.
В современных российских аэропортах и даже на военных аэродромах уже отказались от глухих бетонных стен в пользу прозрачных сетчатых заборов из крепкой стали.
Здесь всё осталось неизменным с 1994 года. Разве что зелёная краска свежая и надписи "Стой! Запретная зона" обновлены.
Удалось посмотреть только на пассажирский терминал.
Так вот выглядит аэропорт Ярославль с внешней стороны
Гражданским аэропортом Туношна стала в 1998 году. Сюда осуществляются регулярные и чартерные пассажирские рейсы, но своей авиакомпании нет. Однажды в Туношну прилетал даже Ан-124 "Руслан". Так что перспективы развития у аэропорта есть, но при условии обеспечения пассажиропотока. Пока, в среднем, сюда прилетает пара рейсов в сутки из других российских городов.