Рейс Кострома - Санкт-Петербург на самолёте Ан-26-100. Август 2022 года.
Пока я стоял в очереди на посадку уже на улице, услышал впереди насмешливое: "Два часа позора и мы дома!". Понятно, большинство пассажиров воспринимает самолёт Ан-26 и сопутствующую инфраструктуру в костромском аэропорту как что-то устаревшее, ветхое и нуждающееся в обновлении. Впрочем, многие сотрудники "Костромского авиапредприятия" тоже могут так считать.
Рабочее место бортпроводника
В 2022 году летать бортпроводником или обслуживать багаж комфортнее на том же "Суперджете", чем на 40-летнем Ан-26. Тут не поспоришь. Про пилотов не скажу.
А вот у нас - любителей авиации, споттеров и авиаблоггеров - подход иной. Нам только дай к экзотике прикоснуться. Посмотреть, снять, потрогать, повосхищаться вслух и тем самым вызвать полное непонимание других пассажиров.
Много ли вообще в России осталось авиапредприятий, где можно прямо сейчас посмотреть и ощутить себя почти в той же атмосфере аэропорта, которая была в 1970-80гг.? Аэропорт Кострома - это как действующий авиамузей, а на современных Airbus, Boeing и SSJ-100 мы и в других аэропортах полетаем. К объективному сожалению, надо добавить, что отсюда когда-то летали Як-40 в Москву и Питер, а старые Ан-26 на пассажирских регулярных рейсах появились позже. Лихие девяностые, понимаешь... они убили эру реактивной авиации в Костроме.
Давайте теперь посмотрим картинки.
Выход на перрон из зала ожидания
Даже этот вот запрет умиляет, приравнивающий фотосъёмку на перроне по степени "преступности" к курению. Этот запрет родом из СССР, когда гражданские аэропорты были эквивалентны по секретности стратегическим военным объектам, а снимать территорию аэропорта и объекты на плёнку считалось шпионажем. Снимать взлетевший самолёт в небе - пожалуйста! Направил фотоаппарат "Зенит" на самолёт, который стоит в аэропорту, - добро пожаловать на беседу к "гражданину майору"!
И пусть уже давно американский спутник может в ясный день рассмотреть сверху всё в мельчайших деталях и сделать отличные фотоснимки. Не отменять же из-за этого запрет, который существовал десятилетиями! Традиции надо беречь!
Расписание
Расписание рейсов в аэропорту Кострома - это вам не какое-нибудь электронное табло в Шереметьево или Внуково. Да оно и не нужно, табло. Один или два регулярных рейса в день туда-обратно - их можно увековечить и таким образом. Хотя, конечно, видно, что не без компьютера и принтера обошлось в оформлении. Вот если бы тушью через трафарет на ватмане... Но те времена ушли безвозвратно.
Крайняя колонка в расписании - это цена билета в одну сторону.
Флот "Костромского авиапредприятия"
В один кадр уместились сразу три Ан-26. Насколько удалось выяснить, это всё бывшие грузовые самолёты, которые были конвертированы в пассажирские. Ну как пассажирские... Насколько это возможно. Грузовая рампа сзади никуда не делась. А надо ещё куда-то размещать багаж, нужен туалет для пассажиров и служебный отсек бортпроводника с кухней. Поэтому в Ан-26 получилось сделать салон эконом-класса на 44 пассажирских места. Два из них - первый ряд справа - принадлежат тоже бортпроводнику. Потому что больше сидеть просто негде.
Ан-26-100 "Костромского авиапредприятия"
Тут (фото выше) взял покрупнее кадр. Хотелось рассмотреть блистер.
Блистер
Вот он блистер в центре кадра - прозрачный "пузырь", который позволяет штурману лучше ориентироваться визуально. Ещё туда ставили какие-то навигационные и прицельные приборы, в зависимости от назначения самолёта. Военные ведь тоже летали и продолжают летать на серийных Ан-26. А ещё (пишут на авиафорумах) на блистер выводилась спиртовая система теплообмена самолёта ёмкостью около 5-6 литров (почти неразбавленного этанола), за что лётчики очень ценили этот штурманский агрегат. Автор не утверждает, что это так и есть, но звучит романтично!
Обслуживание Ан-26.
Посмотрите на эти прекрасные аэродромные автомобили - они же сверстники этого самолёта (наверное). Слева ЗИЛ - генератор на колёсах, а справа, видимо, топливозаправщик. Похож на МАЗ, но это не точно.
Насколько известно автору, ни в один из аэропортов Москвы на самолёте Ан-24 или Ан-26 прилететь уже нельзя. В Санкт-Петербург можно прилететь только из Костромы. Вообще в России остались единицы работающих на регулярных рейсах авиакомпаний и аэропортов, которые продолжают эксплуатировать указанный тип самолёта. Да и самих самолётов осталось тоже мало.
Есть ощущение также, что как только начнётся в России серийное производство Ил-114-300, то все Ан-24 и Ан-26 в гражданских авиакомпаниях будут быстро выведены из эксплуатации.
Так что наслаждаемся, пока есть возможность. Перелёт на Ан-26 - это лучше, чем потратить деньги на всякие "американские горки".